Шёлковое чадо

Телесное наказание

Шёлковое чадо

Мечта каждого родителя – послушное, спокойное и даже можно сказать шёлковое чадо. Причём без применения подручных средств типа ремня, грозного окрика или командировки в угол. «Зайчик, не лезь в эту лужу». «Да, мамочка». И отошёл от этой мокрой, грязной лужищи… сразу так отошёл. Даже носик ботиночка мимоходом туда не окунул и камешком в неё не запустил. Вот счастье-то где!

Жаль, что в жизни бывает наоборот. Вроде и слышит непоседливый малыш слово «нельзя» чаще остальных полезных изобретений речи, а всё как будто в первый раз с ним сталкивается. Глазки загораются эдаким плутовским огоньком, и он, как ни в чём не бывало, продолжает делать то, что ему запретили. Порой и с двойным азартом.

Всё бы ничего, да ведь ребёнка может заинтересовать и розетка. Очень уж эти две дырочки просят гвоздя или отвёртки… Есть ещё горячий утюг и чайник, острые ножницы и пр. Как же объяснить 1-3-х летнему несмышлёнышу, что некоторые вещи просто опасны? Как сделать так, чтобы он сам не трогал это или не лез туда? Слова тут, увы, малополезны, вернее они должны сопровождаться сдерживающим фактором. И вполне доходчивым для малыша. И этим фактором может быть только наказание. Один-два шлепка по пухлой попке. Не рукой, так можно нанести вред внутренним органам, а веточкой. Раньше её называли розгой. Слово неприятное, конечно, и никак не сочетается с маленьким ангелочком. Однако же иного способа воздействия на маленьких непосед ещё не изобрели.

Скажу сразу – мера эта вынужденная и временная. Чем старше становится ребёнок, тем больше начинает понимать суть вещей, а, следовательно, и то, что хотят донести до его разума заботливые родители. Необходимость в телесном наказании с годами будет всё меньше, что вполне логично.

А пока дитя маленькое, ему необходимы законы и рамки. Малышу сложно объяснить, что на дороге играть нельзя, тем более, почему нельзя. А он, весело смеясь и быстро перебирая ножками, будет бежать именно туда, к машинам навстречу. Какое уж тут «нельзя»? Розга в подобных случаях эффективна и действенна. Потому что ребёнок вполне способен уяснить, то, что если он сделает,что ему запрещают — будет больно. «Нельзя», а после спасительная веточка-розга. Машина может задавить – это очень серьёзно. Лучше пусть маленький человечек потерпит незначительную боль и научится не выбегать на проезжую часть, чем, не получив должного внушения, пострадает на дороге. Правда это надо делать не с диким выражением лица и без крика. Иначе можно просто напугать своё чадо. Однажды я была свидетелем одной очень неприятной сцены. По краю оживлённой дороге, увлечённо беседуя, шли две женщины. Впереди бежал малыш лет двух или немногим больше. Он был в превосходном расположении духа, прыгал, оборачивался к женщинам, что-то говорил им и размахивал руками. На его личике сияла самая милая улыбка, говорящая о том, что он счастлив. Женщины, занятые беседой не обращали на ребёнка никакого внимания. Мимо проносились машины. Вдруг малыш резко выбежал на дорогу. У всех видевших это вырвался крик ужаса – прямо на мальчика неслась легковушка. Водитель оказался опытным человеком, реакция была мгновенной. Он успел вовремя увернуться. Беспечная мамочка со страху отреагировала так, что зазвенела вся улица. Она, вместо благодарности, накричала на остановившегося водителя. После схватила своего малыша за руку и так, в подвешенном состоянии стала со всего маху его бить. Крик само собой. И её и детский. И кто был виновен в этой ситуации? Для этой мамы, полагаю, все, кроме неё самой. Водитель должен был смотреть, куда едет, а ребёнок — не выбегать на дорогу. Бывает и такое… увы.

Со временем от простого наказания сопровождаемым одним словом «нельзя», необходимо переходить в отношения, объяснения. Больше слов, меньше физического наказания. Заменять таковое уже можно лишением чего-нибудь. Если и дальше будет продолжаться метод ремня-розги без всяких разговоров, то это уже тирания. Держать детей в узде до юношеского возраста – значит вырастить озлобленного или надломленного человека. Некоторые родители говорят, что именно их ребёнок по-другому не понимает. Попался вот такой — вредный и упрямый, что поделаешь… ремня ему и никаких объяснений! А пробовали ли по-другому говорить с ребёнком? Шести или десятилетний паренёк уже вполне способен вникнуть в суть вещей и понять что к чему и почему…

Для чего необходимо воспитание? Чтобы научить ребёнка жить самостоятельно. Помочь ему войти во взрослую жизнь. Он должен знать, что на пользу ему, а что нет. Семья даёт базовое знание, то есть самое необходимое. Даёт то, на чём будет созидаться остальное-наживное. Нормальное воспитание должно включать в себя наказание. Что бы ребёнок задумался, что некоторые вещи – не шутка. Запрещают детям одним ходить на речку, по цивилизованному – пляж. Почему? Опасно. А 12-летний сынок туда бегает. Что делать? Сразу неслуху затрещину выдавать? Не поможет. Необходимо рассказать, чем может обернуться поход на реку без взрослых. Привести примеры поживописней, наверняка таковых полно в каждом населённом пункте. А ещё, сказать, как дорог родительскому сердцу шалун-непоседа. Как страшно его потерять. Паренёк такое непременно поймёт. А после можно применить и наказание. Правда, оно уже может быть и лишним – ребёнок и так всё понял.

Сенека Луций  Анней сказал: всякий разумный человек наказывает ребёнка не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не был совершён им впредь.

Кондакова Неля

Также на эту тему, Вы можете прочитать:

Категория: Статьи  Метки:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>