Это сладкое слово «нельзя»…

Игрушка

Классическая по своему проявлению сцена: ребёнок, закативший истерику возле прилавка со сладостями. Думаю, почти каждый имел возможность поприсутствовать на таком бесплатном и живописном представлении. А кто-то, может даже является родителем талантливого главного исполнителя колоритной роли. Прилив вдохновения артисту придаёт запрет на мороженое или шоколад в облюбованной им упаковке. Поднявшийся крик и шум обычно вызывает недовольные взгляды свидетелей происходящего и активизирует добровольную помощь какой-нибудь престарелой тётушки: «Как мне нравятся крикливые мальчики! Сейчас заберу тебя с собой!» Бесполезно, вопрос не решается ни этим, ни доводами матери, взывающими к рассудку. Не помогает даже лёгкая встряска, в виде шлепка, по месту, расположенному чуть ниже спины. Растерянный и беспомощный вид мамочки при этом вызывает сочувствие. Правда, не у всех, остальные выдают осуждающие комментарии. Может не вслух, а так, отмечают внутри себя изъяны и пробелы воспитания, типа ай-яй-яй…  А ребёнок в это время продолжает требовать своё: «Хочу это! Купи-купи-купи…» И мама, желая остановить это безобразие, приобретает всё-таки вытребованную вкусняшку. Или же прихватив орущее и упирающееся чадо, покидает магазин, так и не купив того, за чем пришла.

Подобная проблема не возникает сама собой. Как правило, она имеет под собой довольно плодородную почву, удобренную ошибками родителей, и укреплённую привычкой ребёнка добиваться желаемого результата именно таким путём. Крики и истерика помогают ему манипулировать взрослыми. Это для него действенно, и значит, будет продолжаться ещё долгое время. Как избежать подобного? Чем «лечить» ребёнка, если проблема уже укоренилась? Как говорить с детьми вообще, чтобы они хорошо понимали, чего от них хотят? Сразу. То есть без повышения голоса и постоянных напоминаний.

Дети многое воспринимают иначе. В силу возраста им труднее сконцентрировать своё внимание, а, следовательно, и уяснить смысл обращённых к ним слов. Немалое значение имеет также сама личность ребёнка, его характер. Думаю каждый из родителей проходил такую процедуру: первая просьба, например, играть потише, ребёнком полностью игнорируется. Папа спокоен, мама тоже. Всё так, будто ничего не произошло. Через несколько минут следует повторная просьба, которая также остаётся без ответа. Затем ещё и ещё… Причём с каждым разом тон голоса становится выше. Папа начинает наливаться тихим гневом, а мама переходит на истошный крик. Как только ребёнок почувствует опасную границу, всё мигом встаёт на свои места и водворяется долгожданная тишина. Настроение уже, конечно, не то, но Ванечка притих и можно дальше смотреть телевизор. Почему чадо отреагировало не сразу? Привычка, батенька, она родимая. Сказанное обычным голосом, без признаков истерии, для него ничего не значит. Пустота. Кстати, это не только портит настроение и порой даже будит в родителях некое подобие зверя, но и воспитывает в ребёнке безответственность (если сказали «не надо», то это ещё не значит, что «не надо»). Оно учит порученную работу делать не сразу, а тянуть с этим до последнего. Пока не истощится весь лимит напоминаний. И Анечка полдня будет лениво передвигаться по комнатам с тряпкой в руках, попутно заглядывать в зеркало и пощелкивать пальцами по клавиатуре компьютера или мобильника. Будет тянуться как резинка, зря растрачивая время. В общем, необходимо конкретно и твёрдо разъяснить ребёнку поручаемую задачу. То есть не расплывчатое: «Приберись в комнате». А полностью разжёванное:  «Я хочу, чтобы ты помыла пол и вытерла пыль вот здесь». Ускорить процесс поможет: «Если справишься до 3-х часов, то сможешь пойти к подруге». Ну, или что-то подобное. Неторопливость тут же испариться — дочь, припомнив все свои планы, быстренько сделает всё, что от неё требуется. Правда предварительно может и поворчать. Как правило, такой метод вполне результативен и сберегает немало нервных клеток родителей.

Дети всегда наполнены своими мыслями, игрой, занятиями… это всё вертится в их вечно-занятых головах. Стоит им отойти лишь на шаг, как половина сказанного тут же забывается, а остальная часть утрачивает актуальность. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок УСЛЫШАЛ то, что ему говорят. Сконцентрироваться ему поможет близкая беседа. Надо усадить ребёнка напротив, попросить, чтобы он смотрел в глаза. Некоторым детям это сделать довольно трудно, они то и дело отвлекаются и рассматривают что-то на стене или в окне. Поэтому надо быть понастойчивее: «Смотри мне в глаза!» Затем маленькими порциями произнесите свою просьбу. «Понял?» «Да!» «Тогда повтори» Когда он это сделает, то можно быть уверенным, что до ребёнка, наконец-то, всё дошло. Успех неплохо закрепить вот этим: «Если снова сделаешь подобное, то я буду прав, когда накажу тебя за это». Разговор должен быть коротким и конкретным. Кроме того, важно объяснить и почему от него требуется именно это. Для того чтобы он ПОНЯЛ. В ситуации с истерикой в магазине подобная беседа вполне может помочь. Правда, перед тем, как войти в магазин, неплохо повторить всё сказанное дома. Если привычка всё-таки сработает, то ни в коем случае не следует покупать то, что он требует. А дома напомнить о своём обещании и наказать. Результат не заставит себя ждать – ребёнок задумается о целесообразности своего излюбленного способа.

Кроме того, в разговоре лучше не делать упор на слово «нельзя».  Важно добиться понимания. Привлекать внимание к плохому не следует. В одном детском саду был проведён такой эксперимент. Детям показали цветок и сказали, что ни в коем случае нельзя на него плевать. В итоге большинство плюнуло на цветок сразу после ухода воспитателя, а остальные ходили вокруг растения, желая сделать то же самое, но не решались  осуществить. Так или иначе, но всем вдруг захотелось нарушить запрет.  Вот так.

И ещё, отвечать на просьбы своего ребёнка тоже надо. Исходя из возможностей и уместности, разумеется.

Также на эту тему, Вы можете прочитать:

Категория: Статьи
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>