А почему мне нельзя?

учитель

В детстве мне бабушка рассказывала историю о мальчике-пастушке, который кричал, что на стадо барашков напали волки. Фантазёр, в общем, был или лгунишка. В итоге, когда на самом деле это случилось, никто ему уже не поверил. Бабушка у меня была необычная, поэтому и рассказ её заканчивался не так, как можно предположить, то есть не о вреде вранья. А о том, что хоть слова и легко произносить, но последствия они могут нести вполне серьёзные. Даже поранить кого-нибудь могут. Прожив на земле энное количество лет, я не раз убеждался в этом. О! Великая сила слов! Они и огорчат, они же и обрадуют. Они заставят бежать куда-то сломя голову, они же и остановят. Они заставят бросить всё и уйти, они же наполнят жизнь небывалой красотой, радостью и счастьем. Всё зависит от того, чем наполнены эти слова и от того, что стоит за ними. Как говорил Ключевский: слово — великое оружие жизни.

В семье слова обретают особенную силу. Ведь, по сути, мы чаще воспринимаем окружающих по тому, что они произносят, ну, и по делам, конечно. И как хорошо, если эти две составляющие не вступают в противоречие: слова и поступки. «Ты тупой просто! Сколько тебе объяснять уже…». И Павлик или Димка начинает неосознанно бороться внутри себя с неприятным словом «тупой». Домашнее задание заряжается отрицательной энергией и уже становится непосильным грузом. Увы. А если подобное приобретает постоянный характер, обрастая ещё большим количеством негативных слов, общий смысл которых всё тот же – «тупой»? Ребёнок не веря, согласится с родительским вердиктом. И учёба превратится в ненавистное занятие. Не терпит человеческое существо противоречий: слова с делом расходиться не должны. В итоге родители могут получить или смирившегося с этим прозвищем глупца или же несогласного бунтаря. Оба варианта со сломанной психикой. Сила слова! Не стоит доводить до такого, лучше сказать так: «Ты ведь у меня такой умный, не понимаю, почему у тебя сейчас не получается?». Результат не заставит себя ждать. Проверено!

Ещё одно… мы учим детей только хорошему, во всяком случае, нравоучениями: это можно, а это нельзя. А чадо наше с завидным постоянством сопоставляет услышанное с нашими поступками. А если он обнаружит противоречия? Всему нашему воспитанию придёт конец. Всё рухнет. Человеческое существо не терпит противоречий – в голове должно быть всё «разложено по полочкам». Если что-то двоится (на словах у папы одно, а на деле – другое), то дети это оформят по-своему. И неизвестно, насколько оно будет правильно. При этом чадо, непременно, сделает выводы, что словам родителя доверять нельзя, то есть они несерьёзны.

Однажды моя дочь, придя из школы, рассказала, что у них была лекция. Учитель вдохновенно говорил о вреде курения. Как это плохо, чем грозит и как это некрасиво. Тут моя девочка поднимает руку и спрашивает: «А Вы курите?». Преподаватель замешкался, и наступила неловкая пауза. «Э-э-э… только по праздникам» — только это и смог он выдавить. Быстренько сменил тему и к разговору о вреде курения уже не возвращался. Да уж, самый лучший способ обучения – собственный пример. Истина настолько затрёпана, что потеряла свою прелесть и остроту. А жаль. Существует ещё одна истина: ученик не может быть больше учителя. В том смысле, что увидит у него, тому и научится. Когда я был подростком, у нас во дворе жил мальчишка, который воровал у отца сигареты и выкуривал их за гаражами. Папаша, отучая от зловредной привычки, нещадно его бил. Однажды даже шлангом. Следы этого избиения были продемонстрированы там же – за гаражами: Вовчик, дымя очередной добычей, явил миру багровые полосы на спине и… чуть ниже. В глазах ни капли раскаяния: «А чё, папке можно курить, а мне нельзя?». Вот так – ученик не выше учителя. И это относится не только к курению. Жизнь-то многранна…

Также на эту тему, Вы можете прочитать:

Категория: Статьи
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>