Упрямый ребёнок

Упрямый ребёнок

Упрямый ребёнок

Детей частенько сравнивают с ангелочками. Право слово, маленький человечек действительно способен вызвать небесные ассоциации. Стоит лишь взглянуть в его ясные, большие глаза, увидеть дивные ямочки на щёчках и задорно торчащие по сторонам кудряшки – ангел, самый настоящий ангел! Чмоки-чмоки-чмоки…  Но, как только начинает проявляться индивидуальность прекрасных созданий, умиление как-то потихонечку идёт на спад. Что поделать, у человечка, хоть он и маленький, уже есть свой характер. И иногда ну, о-о-о-чень  строптивый. Некоторые детки, например, будто рождены лишь для того, чтобы испытывать да изводить папу с мамой своим упрямством. Того и гляди, согласишься с тем, что и у ремня в воспитательном процессе есть своё законное место N… н-да.

Однако является ли упрямство исключительно отрицательной чертой? Нет, не всегда. Ведь для ребёнка это может быть единственным способом отстоять свои убеждения и продемонстрировать желание что-то сделать самостоятельно. Кроме того, такие детки могут лучше сосредотачиваться, что положительно сказывается на качестве их обучения. В общем, если маленький упрямец решил собрать конструктор или узнать, как устроена заинтересовавшая его игрушка, то в своём желании он будет весьма целеустремлённым и не откажется от своего плана, если сразу это сделать не удастся. А это уже хороший и упитанный плюс. Так, всё же когда упрямство может стать проблемой?

Спору нет, поощрять в своём ребёнке самостоятельность, независимость и умение отстаивать свои убеждения – дело хорошее. Только вот это не должно нести негативных последствий, то есть превращать дитя в маленького ослика, ни за что не желающего сдвинуться с места.

Итак, упрямство перерастает в проблему, если:

у ребёнка в школе (садике) появились проблемы, связанные с отношениями в классе (группе);

ребёнок всегда спорит с родителями или же между ними возникают разногласия из-за любой мелочи;

ребёнок не прислушивается к чужой (иной) точке зрения;

возникают ситуации, ставящие безопасность ребенка под угрозу (к примеру, он категорически  отказывается держать родителей за руку при переходе улицы).

Простые способы воздействия на такого ребёнка частенько не срабатывают. Воспитание упрямого чада походит на балансирование: с одной стороны его нужно научить сохранять независимость, а с другой – надо сделать всё, чтобы ребёнок не считал, что правит миром. В общем, необходимо помочь ему правильно пользоваться своими сильными чертами, дабы они не препятствовали благополучному развитию личности.

Прежде всего, надо уяснить, что упрямство – это часть природы любимого дитяти, ну, родился он таким, особенным. А это значит, что не следует пытаться подавить его упрямство. Лучше принять ребёнка таким, какой он есть, и отыскать способ использовать имеющееся качество в интересах ребенка, ну, в своих, разумеется, тоже.

Такие дети стремятся быть у власти, быть лидерами. Только вот настоящий-то лидер в семье – родитель. Но борьба за власть ничего не даст и ничему ребёнка не научит. Разве что тому, что прав и побеждает тот, у кого объёмистей кулак. Поэтому, вместо словесной борьбы – криком, мольбой, просьбами (не важно), и физического наказания, лучше начать действовать по-другому. НЕПРЯМЫМИ МЕТОДАМИ.

Упрямцу нужно создать иллюзию выбора:

«Хорошо, не надевай на прогулку шапку, но без неё ты должен остаться здесь, в коридоре».

«Я не заставляю тебя решать эти задачи, но ты останешься за столом с учебниками».

Прямого приказа упрямому ребёнку недостаточно, ему нужно предоставить варианты.«Изюминка» здесь в том, что оба варианта приведут к одной цели. Той, которую выбрали родители. В общем, вместо того, чтобы заставлять ребёнка теплее одеться на прогулку, можно спросить его, какую он хочет надеть курточку – с капюшоном или же без капюшона.

Надо менять привычное. Например, если непослушание обычно проявляется дома, то можно попробовать изменить местоположение – ту же ситуацию воспроизвести на улице, в парке. Тут важно, чтобы ребёнка при этом видели окружающие люди. Если что-то не получилось, то есть, договориться с упрямцем не удалось, стратегию необходимо поменять. Спровоцировать на разговор, к примеру, послушать его самого. Когда ребёнок делится переживаниями, он понемногу начинает показывать, что ему трудно, проявляет чувство беспомощности. Ведь хоть он и упрямец, но всё-таки ещё ребёнок. Испытывая негативные чувства (страх,беспомощность,разочарование, гнев), он просто не знает, как с этими чувствами справиться. Поэтому ему надо помочь, обучить адекватно выражать свои разнообразные эмоции.

Насколько часто мы говорим «нет»?

Родители, как ни грустно это признать, в разговорах с детьми частенько злоупотребляют словом «нет». Когда родитель, разозлившись, кричит на всякую мелочь «нет!», ребёнок просто-напросто перестаёт обращать на это внимание. Родительский крик становится своеобразным фоном плохого настроения и, вследствие своей неважности, благополучно отбывает на второй план. Дабы не доводить себя до экзотических состояний, родителям в течение дня надо сближаться с ребёнком. Через ласковые прикосновения и слова. При этом следует вместо отрицательного использовать положительное («У тебя так классно получается», «Да ты лучше меня нарисовал!», «Как быстро ты собираешь пазл…»). Это позволит ребёнку всегда ощущать свою привязанность к маме и папе, высвободит желание сотрудничать с ними.

Развить такое сотрудничество поможет игра с волшебным словом «да». Если в очередной раз ребёнок заупрямился, можно задать ему вопросы (несколько подряд), ответ на которые заведомо будет только утвердительным. «Нам так весело было играть с этим мячиком, правда?» (Да!). «Давай, в следующий раз его возьмём в бассейн?» (Конечно «Да!»). «Как ты думаешь, этот жирафик сможет с нами поплавать? («Да!»). «Покажи-ка, как это у него получится». Три замечательных «да» помогут сломить сопротивление маленького упрямца, сам же он почувствует, что его услышали и поняли. И потом, ему интереснее будет показать плавающего жирафа, чем продолжать упрямиться. Правда-правда.

Смотри на меня.

Важнейшее правило – нужно всегда сохранять спокойствие. Когда ребёнок упрямится, обязанность родителей -действовать ответственно. Не нужно повышать голос и не следует злиться. Негативные эмоции и крики лишь усугубят плохое поведение ребёнка. Чем упорнее родитель, тем больше сопротивляется его чадо. В праве ли ждать от ребёнка примерного поведения, если сам ведёшь себя из рук вон. Так что не стоит удивляться, если дитя, стремясь что-то получить, кричит и дуется. Ведь сами взрослые требуют желаемое с шумом и неприятным выражением на лице. Итак, как говаривал один киногерой: «Разговаривая с людьми (в данном случае с детьми) всегда улыбайся». Другими словами, сохраняй спокойствие. Эта, порою неимоверная жертва, окупится непременно, причём в десятки раз. Проверено.

Также на эту тему, Вы можете прочитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>