Детские комплексы

Детские комплексы

Детские комплексы.

Для мам и пап своё чадо всегда будет самым лучшим, самым красивым, самым умным и самым талантливым. Эдакий маленький идеал собственного производства. До некоторых пор малыш тоже будет уверен в своей неподражаемости. Ведь многое из того, что он делает, сопровождается восхищёнными возгласами и похвалами. Наверное, редко найдётся семья, в которой отсутствуют подобные моменты…«Какой чудесный щенок! Сам нарисовал? Как настоящий… Молодец!» И уже не важно, что эта забавная живность оказалась, например,  медвежонком или рыжим пузатеньким крокодилом. Массу умильных эмоций вызывает и нехитрый стишок, рассказанный малышом или песенка, спетая в импровизированный микрофон. Сомнений в том, что он красивейшее создание на земле у маленького ребёнка также возникнуть не может, потому как он слышит только то, что у него изумительные глазки, миленький носик пуговкой и сладенький ротик бантиком…

Время идёт, малыш постигает мир.К пяти годам у него формируется некоторый образ самого себя. Сталкиваясь с другими детьми, он делает определённые открытия – оказывается-то он не всегда лучший. Сравнивая себя с товарищами по детскому саду, кроха обнаруживает собственные недостатки. По мнению психологов, комплексы не основываются на каком-то дефекте внешности, они прямое следствие негативной оценки людей. Когда ребёнок слышит плохие слова, он начинает считать себя хуже других, поэтому стесняется и уже не чувствует былой свободы.

Детские комплексы в большинстве своём рождаются в школьном возрасте. Юное создание, стремясь утвердиться в среде одноклассников, ищет то, что бы помогло ему достигнуть желаемого авторитета. Присмотревшись к коллективу и покопавшись в себе как следует, ребёнок понимает, что это не так-то уж и просто. Кто-то обязательно окажется веселее, талантливее и даже красивее. Огорчение получается нешуточным.Школьник, зациклившись на мнимых несовершенствах, начинает переживать, становится чересчур придирчивым к себе.

Ситуация мало приятная… даже совсем неприятная. Как же помочь своему чаду повысить упавшую самооценку? Здесь главное орудие и средство спасения – родительская любовь. Только она подскажет, КАК доходчиво показать ребёнку то, что он на самом деле замечательный, красивый, умный и неповторимый. Дом и семья – это тыл, оплот. Где ещё человек может почувствовать себя уверенно и спокойно, как не там – в родных пенатах? Важно, очень важно именно среди домашних ощущать себя хорошим и любимым… способным сделать многое на «ура». Окрыляющая похвала и поддержка непременно должны обитать в семье.

Дефицит внимания и равнодушная холодность близких могут сделать малыша неуверенным в себе, а значит, уязвимым для нападок со стороны чужих людей. Ведь плодородной средой для становления любых комплексов является чаще всего неуверенность в себе самом. Поэтому родителям необходимо всегда поддерживать чувство ценности ребёнка. Высказывания типа: «Сколько тебе повторять, тупица!» или «У людей дети как дети, а у меня монстр с бантиками!», не будут способствовать повышению самооценки малыша. Любовь – она такая… требует своего проявления буквально во всём.

В общем, родителям необходимо принимать и понимать своё чадо всегда. Не лениться выслушивать все его переживания, вместе заниматься, играть, а на ночь читать интересные добрые сказки. Если  малыш просит помощи – помочь без переадресации вопроса… «Мне не до твоих пустяков, иди-ка к маме, пусть она разбирается». Если подросший  ребёнок достиг какого-то успеха — порадоваться с ним от души… как раньше, когда всей семьёй, стоя рядом с бабушками-дедушками, восхищались его неуклюжей декламацией стихов. Доверие формируется только обстановке любви и принятия. Не стоит требовать откровенности раз в год под настроение – слишком уж хрупкая эта струна души. Не выдерживает холодности отношений и фальши.

Очень важно использовать в общении приветливые, наполненные позитивом фразы. К примеру, такие: «Я скучала по тебе, солнышко…» или «Рад видеть тебя, сынок!»

Маленьких крошек и уже подросших дочерей и даже сыновей нужно… обнимать. Причём несколько раз в день. Повзрослевшие чада, конечно, станут сопротивляться, однако им всё равно будет приятно. Ведь осознание того, что ты любым, настраивает на здоровое восприятие жизни.

Комплексы детям могут навязать и сами родители… например, если они имеют низкую самооценку. Потому что, подобное не может не сказаться на окружении, где-нибудь да вылезет, а всё от того, что спрятать свои комплексы практически невозможно. «Мне всегда не везло…», «Это у меня никогда не получалось…», « Так я и знал, не надо было начинать…» и т.п. Ребёнок видит, впитывает, принимает за жизненные стандарты. Выход здесь один – избавляться от своих застарелых комплексов… пока чадо не нахваталось.

Можно научить ребёнка самоиронии, то есть, относиться к неудачам не с точки зрения трагедии, а с позиции юмора: «Ничего, в следующий раз всё получится, а сейчас и посмеяться можно!»

Если ребёнок переживает по поводу  недостатков во внешности, то есть смысл попробовать устранить дефект. К примеру, скрыть оттопыривающие уши под другой причёской. Не модные очки? Можно сменить оправу или же вообще воспользоваться линзами. Хорошо при этом сказать ребёнку, что его недостатки со временем могут стать достоинствами. Сказка Андерсена здесь будет кстати… ну, та, что про «Гадкого утенка».

Если же ничего не помогает и малыш долгое время пребывает в состоянии тревоги, переживает и не желает общаться, то необходимо обратится к психологу. Нет ничего непоправимого, главное не пускать всё на самотёк.

Неля Кондакова

Также на эту тему, Вы можете прочитать:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>